Лайфхакер: что такое осознанное потребление

От команды Шер! — мы читаем много статей и новостей про шеринг, разумное потребление, экологию и все, что с этим так или иначе связано. Самое интересное и полезное из того, что нам попадается, мы решили складывать в «копилку» — публиковать в нашем блоге.

Сегодня мы хотим поделиться большим и интересным лонгридом от Лайфхакера: «Осознанное потребление: что это такое и почему о нём нужно задуматься каждому».

Что такое осознанное потребление

Концентрируя внимание на своих поступках, можно заметить, сколько всего мы совершаем по привычке, словно у нас нет выбора или будто бы «и так сойдёт». Тогда как осознанный подход ко всему, что покупается, используется и выбрасывается, может изменить к лучшему частную жизнь современного горожанина и состояние планеты в целом. Если непроизводительные траты не ваша цель, полезно задуматься о том, как их избежать.

Как «быстрая мода» вынуждает покупать лишнее

До ХХ века мода была «медленной»: платья и костюмы шились портными на заказ, ткани стоили дорого. Однако с появлением фабричного производства и магазинов готового платья возникла обратная проблема — перепроизводство. Теперь каждый житель развитых стран может зайти в магазин и купить дешёвую кофту из полиэстера, которая, возможно, будет надета всего один раз. Это и есть fast fashion — «быстрая мода», из-за которой случайные покупки скапливаются в шкафах мёртвым грузом, а потом отправляются на помойку. В одном только Гонконге каждую минуту выбрасывают 1 400 футболок.

В то же время на производство одежды тратится огромное количество воды. По данным Greenpeace, на одну футболку уходит 2 700 литров — столько один человек в среднем потребляет за 900 дней. При окрашивании тканей используют множество вредных веществ. Например, фторированные соединения (ПФС), тяжёлые металлы и растворители. Всё это попадает в реки, загрязняя питьевую воду. В особенности остро проблема стоит для стран Юго-Восточной Азии, где размещено множество фабрик.

Ежегодно в мире производится 400 миллиардов квадратных метров ткани, из которых 60 миллиардов просто выбрасывают или сжигают. Та же судьба ждёт нераспроданные вещи. То, что покупатели всё-таки унесут домой в пакетах с названиями популярных брендов, тоже служит недолго. А ведь только четверть текстильного мусора перерабатывается.

Shoes2.jpg

Несмотря на то что модная индустрия дорого обходится планете, такое положение вещей поддерживают все участники рынка.

Производители стремятся продавать как можно больше. Коллекции в масс-маркете сменяются несколько раз в сезон. Каждый раз новая маркетинговая кампания уверяет, что именно без этих вещей никак не обойтись. Бренды создают искусственный ажиотаж, лимитируя коллекции: успей купить, иначе эти вещи тебе не достанутся! Причём в следующем сезоне повторяется то же самое.

Покупатели хотят получить быстрое удовольствие, которое приносит импульсивный шопинг. Короткая эйфория заканчивается сожалениями, когда приобретённое надоедает. Так возникает ощущение «полный шкаф, а носить нечего». Как отмечал Джон Кеннет Гэлбрейт, «Новое индустриальное общество» американский теоретик экономики Джон Гэлбрейт, в обществе потребления покупки совершаются под влиянием эмоций.

По мнению автора книги «Как социальные сети разрушают вашу жизнь» Кэтрин Ормерод, социальные медиа заставляют людей тратить деньги, которых у них на самом деле нет. При этом покупать недорогую одежду, созданную по принципам «быстрой моды», не так уж выгодно. Стремясь снизить цену и перевести качество в количество, производители масс-маркета используют самые дешёвые материалы. Такая одежда быстро теряет форму, покрывается катышками и портится после стирки, а покупатель возвращается в магазин за новой.

Ещё один способ удешевить производство — поменьше платить рабочим и не предоставлять им достойные условия труда. Понимание, что одежда массовых брендов вроде H&M и Zara сшита руками людей, вынужденных работать без вентиляторов и в аварийных зданиях за 100 долларов в месяц, несколько меняет взгляд на модную индустрию. Прямо сейчас в Бангладеш проходят забастовки работников швейных фабрик. Основное требование — улучшение условий труда.

Читать полный материал.