Forbes: «Надо делиться: как шеринг-экономика превращает потребителя в предпринимателя»

От команды Шер! — мы читаем много статей и новостей про шеринг, разумное потребление, экологию и все, что с этим так или иначе связано. Самое интересное и полезное из того, что нам попадается, мы решили складывать в «копилку» — публиковать в нашем блоге.

Мы живем в крупнейшем в мире пункте проката. Шеринг-экономика сегодня — катализатор трансформации бизнеса в глобальную площадку, где люди больше не делят знания и навыки, а делятся ими друг с другом

К 2025 году мировой объем экономики sharing увеличится почти в 20 раз и достигнет $335 млрд, свидетельствуют данные из отчета PwC. Вдохновленные цифрой, мы пытаемся спрогнозировать, в каких нишах — образовании, HR или финансах — еще можно заработать на шеринге. Хотя вскоре мы можем навсегда уйти от вопроса, кто потребитель, к вопросу, нужен ли он вообще.

В Школе бизнеса ВШЭ мы проводим свободные ассоциативные эксперименты: несколько лет подряд в числе прочего мы спрашивали первые три реакции на стимул sharing economy. Результаты оказались любопытными: помимо уже устоявшихся маркеров «совместное потребление», «временное пользование», «аренда» и Uber респонденты назвали «обмен», «совместный опыт» и «делиться».

Поверхностные на первый взгляд наблюдения в рамках свободных ассоциаций отражают глубинный социально-экономический подтекст — эволюцию не только понятия шеринг-экономики, но и ее самой. В этом процессе можно выделить пять этапов. Базовый предшеринговый этап (назовем его second hand sharing) — это когда люди обменивались одеждой и книгами в библиотеках. Следом мы перешли к torrent sharing — этап, предполагающий выход в онлайн, в шеринг-корзину добавились фильмы, музыка и другие файлы. На третьем этапе наступило время uber sharing — онлайн и офлайн объединились, мы начали делить офисы, дома, уборку, транспорт. Даже традиционное владение автомобилем мы превратили одновременно и в каршеринг, и в карпуллинг, и в райдшеринг.

Мы живем в крупнейшем в мире пункте проката, и доступ здесь, как заметил редактор журнала Wired Кевин Келли, лучше, чем владение — пожалуй, точнее метафоры для шеринг-экономики не найти.

Но оказалось, и это еще не все. Эволюция продолжается. Последние годы мы переживаем важный четвертый этап — social sharing — когда уберизация технологическая трансформируется в уберизацию социальную. Возможность утром спуститься в метро, а вечером, опаздывая, вызвать Uber становится катализатором смены карьерных амбиций и разрушения традиционной лестницы материального благосостояния «метро — машина — дорогая машина — машина с водителем» и потраченных на достижения лет: 20-25-30-40 соответственно. Теперь комфортную жизнь можно взять в аренду нажатием кнопки в мобильном приложении, где посадка в такси от 50 рублей.

Тут начинается самое интересное: перепрыгнув через несколько ступеней Маслоу, туда, где уже наелись и защитились, мы готовы посмотреть вокруг. Сегодня мы стоим на пороге пятого этапа — conscious sharing. Подарив людям время, шеринг-экономика привела к трансформации сознания: в разных сферах жизни мы начинаем задавать вопросы, которые некогда было задавать раньше.

Полная статья Яны Осман: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/360815-nado-delitsya-kak-shering-ekonomika-prevrashchaet-p...